Описание проблемы, её анализ и способность к устойчивому ритму поиска ответа происходит у каждого человека по-разному. В процессе такого творчества накапливается опыт, который создаёт условия для качественного поиска с глубоким проникновением в проблему. Этот путь не обязательно связан с выходом на более высокие сферы сознания.
Он может осуществляться и на обычном уровне мышления, при условии соблюдения важных элементов, свойственных этому процессу. Первый элемент, влияющий на качество анализа – способность устраниться от мешающих факторов сознания, таких как вирусы сознания, – это не отработанные энергии других тем, влияние энергий чувств, в том числе шум, воздействия атмосферы коллектива, уровень собственного состояния возбуждённости и другие причины, побуждающие человека отвлекаться от задачи. Обязательным элементом, влияющим на процесс анализа, является концентрация внимания. Она изменяется по вышеперечисленным причинам, заставляет сознание выйти из глубокого размышления над темой, требуя при этом для повторной глубокой концентрации дополнительных запасов энергии сознания. Человек не всегда может объяснить, как он настраивается на определённую тему для её анализа. Этот процесс выражен неявно, особенно когда концентрация внимания ослаблена. Она существенно отличается от концентрации на определённом объекте. Это не зрительная, а умственная концентрация внимания над образами выявляет способность или неспособность ума к умозрительному воспроизведению заданной темы. Уму не надо подсказывать, как создавать образ. Он в состоянии оценить свои возможности к умозрительному воспроизведению. Задача углублённой концентрации внимания над темой и её устойчивого сопровождения является прерогативой ума. Он в состоянии определить пути развития этого качества. Поэтому, способность к быстрому переключению внимания с темы на тему, его устойчивого сопровождения определённой темы анализа сводится к проявлению соответствующих механизмов этого процесса.
Качественный анализ темы при глубокой концентрации внимания сводится к способности ума воспроизвести образ темы, который является точкой опоры сознания, и удерживается умозрительно в течении всего процесса анализа. Необходимо проявить методику тренировки ума для успешной работы в этом процессе. В итоге тренировка сводится к работе над образами. Настраиваясь на определённую тему ум должен научиться формулировать образ темы таким путём, чтобы наработать механизм создания образов.
В процессе мышления остаётся только вспомнить образ и удержать его в памяти во время анализа. Ум научится выполнять свои действия наиболее оптимальным образом и сможет улучшить качество работы сознания в этом направлении. Лучшее умозрительное воспроизведение темы происходит в тех областях анализа, где сознанием накоплены большие знания и опыт. Процесс воспроизведения образа происходит путём засвечивая лучом внимания участка сознания с ассоциативными связями конкретной темы, то есть воспоминанием- информации по заданной теме. При достаточной энергии внимания развитой сети ассоциаций и эмоциональной окраске темы наивысшая концентрация внимания достигается без особых усилий. Если тема неизвестная, например научная, то способность концентрации внимания слабая, так как, образ сводится только к знанию названия научного раздела. Поэтому в темах незнакомого характера устойчивость внимания достигается только волевым усилием сознания, так как, ум не находит образа для стимуляции своей деятельности. При анализе сложных неизвестных проблем существуют косвенные пути стимулирования ума к качественной работе.
В современном обществе мощным стимулом к такой деятельности ума является компенсация затрат энергии ума на эту деятельность. Необходимо особо подчеркнуть компенсацию именно энергии, так как, процесс накопления энергии ума это сложная технология, которая связана как с содержанием тела в хорошем состоянии, так и созданием соответствующей окружающей среды. Любые насилия над деятельностью ума приводят к отрицательным результатам, а именно, к созданию отрицательных эмоциональных блоков в каналах сознания, питающих ум.
Рассмотрим более подробно эмоциональную сторону при создании образа.
Память человека качественно работает с эмоционально окрашенной информацией, эту сторону проблемы необходимо учитывать в процессе тренировки ума по созданию образов. Для обычного человека лучшей альтернативы, чем эмоциональное восприятие информации, не существует. Это многолетний отлаженный механизм закладки информации в память. Одним из главных элементов его работы является гармоничная энергия эмоции, которая образуется только в случае контроля за ней (эмоцией) со стороны ума. Любые вспышки эмоций создают наиболее широкий спектр вибраций, вызывающих заполнение информационных пространств памяти, где должны быть заложены более тонкие элементы проблемы.
В процессе эмоционального стресса человек не в состоянии быть готовым к глубокому анализу.
Через некоторое время в памяти по данной теме сохраняются эмоциональные возмущения, являющиеся, по сути, помехой в мышлении.
Процесс эмоционального восприятия информации требует повышенных энергетических затрат. Однако резервы механизма производства энергии для эмоционального состояния над контролем ума работают исправно.
Эти механизмы у духовно- развивающегося человека остаются, но они включаются в работу только по необходимости.